Православие на Балканах
Сразу бы хотелось заметить, что из всех балканских стран, которые представляют интерес для Balkanza.ru, а именно: Сербии, Болгарии, Северной Македонии, Черногории, Румынии, Греции, Хорватии, Боснии и Герцеговины шесть из них — традиционно православные (Сербия, Болгария, Северная Македония, Черногория, Румыния, Греция). Термин «традиционно» упомянут здесь потому, что практически все из этих государств официально светские. Материал ниже не носит никакого академического характера, можно рассматривать его просто как наблюдения плюс сведения о некоторых особенностях Православия в Балканских странах.
Начнем с вопроса, который каждую зиму волнует очень многих: кто когда празднует Рождество. На Балканах Рождество празднуют также, как и мы, т.е. 7 января Сербская церковь (соответственно, сербы и черногорцы), также непризнанная Македонская церковь и монашеская республика Афон (территориально — часть Греции). Остальные, а именно: Греческая, Болгарская и Румынская церкви празднуют Рождество также, как и католики — 25 декабря. Вообще, среди всех поместных церквей, также как мы (7 января) Рождество празднуют Грузинская, Иерусалимская, Сербская и Афон. Все остальные поместные Православные церкви празднуют Рождество 25 декабря. Но вернемся к неформальным оценкам состояния Православия в балканских странах.
Сербия
Сербия приняла православие позже всех Православных Церквей. В XIII веке она получила автокефалию. Что касается сербского православия в настоящее время, то можно с уверенностью сказать, что оно «на подъеме». До недавнего времени (до 15 ноября 2009) Сербской Православной Церковью управлял человек, которого в православном мире вообще считают святым. Это был 44-й сербский Патриарх Павел. Что же касается самих сербов, то в храмах в крупных городах по большим праздникам «не протолкнуться». По воскресным дням в храмах тоже пусто не бывает. Сербская Православная Церковь, так же как и Русская, подвергалась гонениям в социалистические времена. Как ни парадоксально, но возможно это и стало причиной массового возврата сербов в Церковь.
В сербском Православии есть своя особенность. В отличие от русских, где каждый крестящийся человек получает крестное имя (имя святого, в честь которого крестится), у серба крестное имя уже определено до крещения, и не только до крещения, но и до его рождения. Это так называемый феномен сербской «Славы». Крестное имя (или «Слава») передается по мужской линии из рода в род. Начало идет от Святого Саввы, основателя Сербской Православной Церкви. Крестя сербов Святой Савва давал им крестные имена, которые с тех пор передаются по мужской линии из рода в род. Т.е. сын будет иметь такую же «Славу», что и его отец. С женщинами сложнее. Девочка до замужества имеет «Славу» своего отца, а выйдя замуж, ее «Славой» будет «Слава» ее мужа.
В рассказах о Сербии разумно было бы добавить Черногорию и Македонию, так как эти страны являются канонической территорией Сербской Православной Церкви, хотя в последние времена Македонская церковь претендует на самостоятельность и претендует очень настойчиво.
Македония
С Македонией все сложно. Македонская православная церковь претендует на самостоятельность (т.е. независимость от Сербской). Процесс идет, но завершенным его назвать нельзя. Официального признания независимой Македонской Церкви пока нет. Те, кто посещали Македонию отмечали, что вера среди славянского населения (именно, славянского, так как в последнее время сильно растет албанская составляющая) реально существует. Народ массово посещает храмы, и не раз в год, а регулярно.
Болгария
В Болгарии с Православием дела обстоят абсолютно иначе. Православие в Болгарии сейчас находится в упадке. Люди массово забывают веру своих предков, придумывая порой самые нелепые объяснения этому забвению. Одно из самых распространенных объяснений, которые приходилось слышать, — это тот факт, что начиная с социалистических времен в церквях вместо священников служат офицеры спецслужб. Вероятно, какой-то процент действительно служит, или, правильнее сказать, служил. Ровно так же, как и в СССР. Но к массовому отходу от Церкви в России это не привело, даже наоборот, а вот в Болгарии народ в Церковь после краха социализма возвращаться решительно не хочет, и это очень явно видно. В больших городах по великим праздникам в храмы заполнены в лучшем случае наполовину. В Болгарии огромное количество храмовых развалин, которыми болгары гордятся, как памятниками архитектуры, абсолютно забывая о том, что это ни что иное, как свидетельства состояния их православия. Резюме: массовый отход (или невозврат после социализма) есть, и он заметен очень явно. Очень яркий пример: в крупнейшем Болгарии Рильском монастыре, — 8 монахов вместе с настоятелем. В некоторых действующих монастырях есть только настоятель, например, в монастыре Свв. Константина и Елены в одноименном приморском городке. Все это удивительно, учитывая, что Болгарская Церковь не подвергалась таким жестоким гонениям как в России или Сербии.
Румыния
В отличие от Болгарии в соседней Румынии Православие — это больше, чем традиция. Люди в храмы ходят. Присутствовавшие на службах в румынских храмах отмечают, что в Румынии Православие «самое домашнее». Большинство прихожан приходят со своими ковриками. В моменты коленопреклоненных молитв опускаются на них. Храмов в Румынии очень много. Один только пример: на 3 миллиона жителей Бухареста — 300 православных храмов. Для сравнения в Москве на 15 миллионов — 400. 90% населения Румынии — православные, причем не на словах, а на деле.
Греция
В Греции православие особенное. Его вполне можно назвать либеральным. Оно менее строгое, чем в России. Это выражается, например, в необязательности исповеди перед каждым Причастием. Службы, как правило, короче, чем в России и в Сербии. Но, что безусловно. Православие — это определенно часть Греции. Храмы совершенно точно не пустуют. По некоторым сведениям, до недавнего времени Церковь была богатейшим институтом Греции.
Из особенностей следует отметить греческое духовное пение. Человек, который никогда не сталкивался с греческим духовным пением, вряд ли отличие его от пения муэдзина в мечети. Четверть-тоновые ходы, мелизмы. Православная литургия в сопровождении такого пения, а хоры в Греции не обязательное явление, часто просто стоит один человек с микрофоном, выглядит довольно необычно. О том, какой момент службы сейчас реально совершается, часто можно догадаться только по действиям священников.