Болгарское церковное пение
Болгария приняла христианство в 863—864 г. С утверждением христианства развивалось и церковное пение на древнеболгарском языке, но во время византийского господства (1018—1187) проникновение в болгарскую церковь канонизированного византийского пения задержало развитие связанных с народной основой болгарских национальных религиозных песнопений.
После освобождения от владычества Византии и образования Второго Болгарского царства (1187—1396) начался расцвет болгарской культуры. В ХІІІ—ХІV вв. под влиянием народного музыкального искусства сформировался болгарский распев, образцы которого сохранились в богослужебном пении русской православной церкви ХVІІ—ХVІІІ вв. С тех времён сохранились «Зографский трефологий» (XIII в.) и «Синодик на цар Борис» (XIV в.) — единственные дошедшие до нас письменные памятники с музыкальной нотацией.
Многие византийские певчие — болгарского происхождения. Самый известный из них — певчий и композитор Иоанн Кукузель, прозванный «Ангелогласным» (жил в монастыре в Византии). Он создал неовизантийскую невменную нотацию (т. н. «кукузелевы невмы»), которая используется в современной церковном музыке и по сегодняшний день. В то время как в Византии культивировались сложные, виртуозные кукузелевы песнопения с узорчатой орнаментикой, в Болгарии развивалось более простое, демократическое культовое пение. Болгарские напевы проникают и в западную церковную музыку. Завоевание Болгарии турками (1393—96) положило конец её независимости как самостоятельного государства. Болгарские монахи в монастырях Афона сохраняли свои церковные напевы, а странствующие монахи были распространителями болгарских песнопений среди других славянских народов.