О том, как советское судно мост в Варне снесло

Это сегодня Аспарухов мост в Варне — высокий красавец, автомагистраль, по которой можно двигаться со скоростью 130 км/час, но так, естественно, было не всегда. Предшественник сегодняшнего Аспарухова моста был достаточно низким, с поднимающимся пролетом. Ширина поднимающегося пролета была 30 метров. Чтобы понять значение этого моста для морской столицы Болгарии, следует принять во внимание следующее — мост накрывает искусственные каналы, которые соединяют Варненское озеро с Черным морем. Через эти каналы проходят все суда, которые доставляют уголь на Варненскую ТЭЦ, а также суда, идущие на древесные склады в селе Тополи. И это только промышленный аспект. нельзя также не упомянуть, что мост соединяет кварталы Аспарухово и Галата с остальной частью города.

Сейчас, как уже и говорилось, мост достаточно высокий с широкими пролетами. Его же предшественник был сущим адом даже для матерых «морских волков». С целью уменьшения риска от столкновения с мостом рядом с опорами были вбиты специальные железобетонные сваи, обшитые деревом, направляющие суда в открытый створ моста в случаях, если судно отклонялось от правильного курса.

Болгарские портовые службы обо всех сложностях знали, и поэтому на каждый корабль, проходящий под мостом, выделяли местного лоцмана, который подсказывал, как правильнее проходить опасный участок.

В то время шефом варненской портовой службы работал капитан дальнего плавания Никола Стоянов. По его словам, он неоднократно поднимал вопрос о возведении дополнительных сооружений, чтобы проход кораблей в Варненское озеро стал более безопасным. И это была не прихоть, а реальная необходимость, так как «трафик» под Аспаруховым мостом был не малый: по статистике, в период с 1968 по 1975 год под Аспаруховым мостом прошло 4485 судов. Но каждый раз власти ему отвечали, что дополнительные сооружения обойдутся казне в неподъемные 4 млн левов. Возможно, раздвижной мост так бы и продолжал стоять, если бы не происшествие, которое по сути не оставило властям выбора.

После полудня 28 января 1975 года советское судно «Павел Постышев» начало свое движение по каналу в Варненское озеро. На судне, как и полагалось, присутствовал болгарский лоцман, который ровно в 14:50 доложил по радиосвязи: «Мы обрушили Аспарухов мост!» Диспетчер не мог поверить услышанному. Советский корабль, действительно, попал точно в опору моста. Последствия этого инцидента обещали быть страшными, так как из-за обрушения моста такие варненские кварталы, как Галата и Аспарухово, становятся полностью отрезанными от города, прервано железнодорожное сообщение между базой горючих материалов «Петрол» и заводами, которые нуждаются в ежедневном пополнении запасов горючего, не говоря уже о том, что мост располагается на трассе E87, которая идет вдоль всего побережья Болгарии.

Тем временем, на обоих берегах собираются люди и машины, которым необходимо переправиться. Милиция успокаивает собравшихся и пытается установить порядок, но это не так просто, поскольку недовольство собравшихся растет. Власти принимают решение о срочном монтаже понтонной переправы.

Понтонную переправу соорудили достаточно быстро, и люди начинают переправляться с одного берега на другой. Очень быстро выяснилось, что количество людей, желающих переправиться, критическое. Сооруженный понтон не выдерживает, и в средней части начинает крениться, а люди падать в холодную воду. Хаос нарастает.

Паника длилась относительно недолго. Когда первая волна людей переправилась, напряжение ощутимо спало. В ближайшие дни варненские власти напряженно думали, как восстановить сообщение между берегами. Мост восстановлению не подлежал, и было принято сделать два временных понтона. Работы были закончены 15 февраля 1975 года, и одновременно началось сооружение нового высокого моста. Временные понтоны простояли полтора года, и за этот же период был возведен новый мост, открытие которого состоялось 8 сентября 1976 года.

Сильнее всего пострадал в этом инциденте капитан судна «Павел Постышев». После трагедии он был понижен в должности и после возвращения в порт Одессы «варненский терминатор» был назначен капитаном на дноуглубительное судно.

Пострадал также и глава варненской администрации Тодор Стойчев. Через семь лет после происшествия он был освобожден от всех занимаемых партийных и государственных должностей и отправлен послом в Бухарест, хотя в этом случае точно не известно, связано ли это с варненской трагедией или нет.

Кстати, после окончания следствия выяснилось, что причина инцидента была в медленной реакции экипажа на поданные команды.

Источник — Socbg.com

Комментарии закрыты.